На Втором Московском Международном Чайном Симпозиуме (чуть подробнее о нем — вот здесь) состоялся круглый стол, участники которого обсуждали, какой путь развития чайного рынка — инновационный или традиционный — является наиболее предпочтительным. Если подходить к этому вопросу совершенно формально, то ответ на него очевиден — мы говорим «развитие», подразумеваем «инновации», мы говорим «инновации», подразумеваем «традиции». Однако у чайного рынка есть одна особенность — традиции на нем тоже являются товаром. Причем для части субъектов рынка этот товар более привлекателен, чем сам чай. Так что поговорить участникам круглого стола было о чем.
Меня на Симпозиуме, увы, не было. Поэтому его организаторы любезно предложили мне выступить заочно. Что я и сделал в статье с претенциозным, но, надеюсь, точным названием «Будущее чайного рынка. Инновации и традиции». Статья опубликована в первом номере журнала «Кофе и чай в России» за 2011 год, доступна пока только в бумажном виде, но отрывки из нее я позволю себе опубликовать здесь и (через несколько дней) — в чайной рассылке.
«При сырьевом подходе противопоставление традиций и инноваций как векторов развития чайного рынка и чайной культуры возможно, потому что традиции и инновации в этом случае являются инструментами разных субъектов культуры и рынка.
Инновации — это инструмент производителей и близких к ним продавцов чая. Основная задача инноваций для них состоит в снижении производственных, торговых и логистических издержек без снижения качества чая ниже установленных рынком или законодательством стандартов. Эти инновации могут касаться любой из сфер производства и первичной продажи чая и быть весьма разнообразными. К ним в равной степени могут быть отнесены и новые методы защиты плантаций от вредителей, и клонирование чайных кустов, и автоматизация чайных аукционов и прочее, и прочее, и прочее.
Традиции — это инструмент конечных продавцов чая, работающих непосредственно с его потребителями. Использование традиций позволяет с небольшими затратами и на пустом, практически, месте, убедительно повышать розничную цену чая. Особенно эффективен в этом смысле мародерский подход — когда конечному потребителю сначала сообщают об умирании (или уже состоявшейся смерти) великой чайной культуры, а потом предлагают поскорее затовариться последними ее артефактами у последних ее адептов.
Фактически, спор «традиции или инновации» при сырьевом подходе является спором за наиболее жирный кусок прибыли. А выбор инновационного или традиционного пути развития рынка не имеет никакой особенной чайной специфики и обусловлен банальной экономической целесообразностью и ситуативными изменениями на рынке».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
Денис Александрович, не очень понятно, почему этот спор о куске прибыли?
Ведь перечисленные субъекты завязаны в вертикальную, а не горизонтальную структуру. Или речь о переделе наценки и необходимом для этого обосновании в конечной цене?
Денис, я, наверное, не очень понятно расставил акценты. Нужно было точнее разделить массовый рынок и т.н. элитный рынок.
Мой грех, ага.
Отправить комментарий